1) Прокурор Кольского района информирует, как изменения в антикоррупционном законодательстве повлияли на государственных и муниципальных служащих.
Суть изменений, внесенных в действующее антикоррупционное законодательство Федеральным законом от 16.12.2019 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции», состоит в следующем.
Начиная с 27.12.2019 (дата начала действия упомянутого закона), в шестимесячный срок, установленный для привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, не будут включаться периоды их временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, а также время производства по уголовному делу.
Также законом внесены корректировки в положения законодательства Российской Федерации, регулирующие возможность и порядок участия государственных и муниципальных служащих в управлении коммерческими и некоммерческими организациями.
В частности, государственным и муниципальным служащим разрешено вхождение на безвозмездной основе с разрешения представителя нанимателя в состав коллегиальных органов управления ряда указанных в рассматриваемом законе некоммерческих организаций.
Кроме того, государственным и муниципальным служащим разрешено участвовать на безвозмездной основе в органах управления «дочерних» организаций госкомпаний. Здесь речь идет о коммерческих организациях, более 50% акций (долей) которых находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании.
Законом уточняются правила об участии лиц, на которых распространяются антикоррупционные требования, в управлении коммерческими и некоммерческими организациями.
2) Прокурор Кольского района информирует, что с 28 марта 2020 года о блокировке платежных карт и электронных кошельков будут сообщать в тот же день.
Если кредитная организация заблокирует электронное средство платежа, она будет обязана в тот же день уведомить об этом клиента. Речь идет о приостановлении или прекращении использования, например, платежной карты, Интернет-банкинга, электронного кошелька.
Известить клиента нужно будет в порядке, установленном в договоре об использовании электронного средства платежа. В уведомлении потребуется назвать причину блокировки.
Такие изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2019 №490-ФЗ «О внесении изменений в ст. 9 Федерального закона «О национальной платежной системе».
3) Прокурор Кольского района информирует, что установлен порядок предоставления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 № 1940 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.
С 1 января 2020 года вступает в силу порядок предоставления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.
Средства из бюджета территориального фонда предоставляются медицинским организациям на осуществление денежных выплат в размере 1 тыс. рублей за каждый случай впервые выявленного онкологического заболевания, диагноз которого подтвержден результатами соответствующих диагностических инструментальных и (или) лабораторных исследований, в том числе:
500 рублей – врачу-терапевту (врачу-терапевту участковому, врачу-терапевту цехового врачебного участка, врачу общей практики (семейному врачу), врачу-педиатру (врачу-педиатру участковому), фельдшеру фельдшерского здравпункта (фельдшерско-акушерского пункта), ответственному за организацию и проведение профилактического
медицинского осмотра и диспансеризации, за исключением руководителя медицинской организации;
500 рублей (всего) – следующим медицинским работникам:
медицинскому работнику, назначившему диагностические исследования в ходе и (или) по результатам проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации;
медицинскому работнику, выполнившему своевременно диагностические исследования, по результатам которых установлен диагноз онкологического заболевания;
медицинскому работнику, осуществившему своевременное установление диспансерного наблюдения за пациентом с онкологическим заболеванием.
Порядок и условия осуществления денежных выплат утверждаются Минздравом России.
4) Прокурор Кольского района информирует, что с 13 декабря 2019 года появился новый способ взыскания долгов по заработной плате.
С 13 декабря 2019 года в силу вступили два закона, которые меняют подход к взысканию долгов по зарплате. Поправки внесены в Трудовой кодекс РФ и Закон об исполнительном производстве. Решение о принудительном исполнении обязанности работодателя погасить долги по начисленной, но не выплаченной в срок зарплате сможет принять инспектор труда. То же самое касается других трудовых выплат.
Его решение будет считаться исполнительным документом. Решение принимается, если компания вовремя не выполнит предписание – устранить нарушение, связанное с оплатой труда. В течение трех рабочих дней после принятия решение направят работодателю заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа. У компании будет 10 дней со дня получения, чтобы оспорить документ в суде.
Если решение инспектора не исполнить, а срок обжалования истечет, электронный экземпляр исполнительного документа передадут в ФССП.
Затем пристав вынесет постановление о возбуждении исполнительного производства и запросит у кредитной организации сведения о видах и номерах банковских счетов должника, количестве и движении денег в рублях и иностранной валюте.
Со дня, когда работодатель получит постановление, у него будет пять дней, чтобы добровольно выплатить долги. В противном случае пристав вынесет и направит в кредитную организацию постановление о взыскании денег. Их должны будут перевести взыскателю немедленно.
5) Прокурор Кольского района информирует, как оплачивается работа в ночное время.
Каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов) оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 154 Трудового кодекса РФ).
Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время установлен Правительством Российской Федерации и составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
6) Прокурор Кольского района информирует, что такое административный надзор и в отношении какого он устанавливается.
В соответствии с положениям ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость.
В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Административный надзор, установленный судом, может быть продлен, приостановлен, прекращен досрочно, могут быть введены дополнительные ограничения.
За нарушения административного надзора поднадзорные лица несут административную ответственность по ст. 19.24. КоАП РФ и уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
7) Прокурор Кольского района информирует о рассмотрении обращений о фактах коррупции.
Под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде материальных ценностей либо услуг для себя или для третьих лиц.
Основное отличие коррупции от иных нарушений закона, связанных с использованием служебного положения, – наличие корыстного мотива. В первую очередь, это взяточничество и иные деяния, влекущие за собой уголовную ответственность.
Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.
По фактам коррупционных преступлений необходимо обращаться в следственные и оперативные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также органы Следственного комитета России, в т.ч. анонимно.
Если имеют место факты нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, не содержащие признаки преступления, следует обращаться в органы прокуратуры Российской Федерации.
Например, поводом для прокурорской проверки могут служить заявления о несоблюдении государственными и муниципальными служащими, иными лицами запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством (занятие предпринимательской деятельностью, участие в управлении хозяйствующими субъектами, представление недостоверных сведений о доходах и др.).
Следствием таких проверок может стать устранение нарушений, привлечение виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности.
Органы прокуратуры не уполномочены проводить проверки сообщений о преступлениях, а также проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и документирования фактов коррупции. При поступлении в прокуратуру, такие обращения направляются по подведомственности в правоохранительные органы.
Принятые по обращениям решения могут быть обжалованы вышестоящему руководителю должностного лица, подписавшего ответ, в вышестоящий орган власти, в прокуратуру или в суд.
8) Прокурор Кольского района информирует, что скорректирована процедура признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2019 № 1535 внесены изменения в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания,
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, касающиеся оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
С 10.12.2019 основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции будет являться аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
При этом если многоквартирный дом признают аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, также являются непригодными для проживания.
Обследование жилого помещения на предмет соответствия (не соответствия) установленным в указанном Положении требованиям уполномочено будет проводить юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, 9их строительных конструкций (специализированная организация).
9) Прокурор Кольского района информирует, что такое преступления коррупционной направленности.
Коррупция является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства, представляет огромную социальную угрозу и требует установления
В Уголовном кодексе Российской Федерации не имеется отдельной главы «Коррупционные преступления».
Вместе с тем, основные составы преступлений коррупционной направленности перечислены в Федеральном законе «О противодействии коррупции», где указано, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.
В настоящее время с учетом требований антикоррупционного законодательства, сложившейся правоприменительной практики и международных обязательств Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством внутренних дел России утвержден перечень преступлений коррупционной направленности.
В соответствии с вышеприведенным перечнем к преступлениям коррупционной направленности относятся деяния, имеющие следующие признаки:
- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния (должностные лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением);
- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
- наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
- совершение преступления с прямым умыслом.
Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.
В частности, это дача взятки или коммерческого подкупа, где субъектом может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, независимо от занимаемой им должности либо вообще являющееся безработным.
К таким ситуациям относится и мошенничество, сопряженное с хищением чужого имущества под предлогом якобы его дальнейшей передачи уполномоченным должностным лицам в качестве взятки.
Таким образом, государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, также могут быть субъектами преступлений коррупционной направленности как должностные лица.
10) Прокурор Кольского района информирует, что граждане могут получать информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах по своему выбору через портал госуслуг, по телефону, в МФЦ и органах власти.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №461-ФЗ внесены изменения в два Федеральных закона – «О государственной социальной помощи» (он дополнен новой нормой) и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».
Согласно поправкам граждане смогут получать из Единой государственной информационной системы социального обеспечения
(ЕГИССО) персонифицированную информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах по своему выбору через портал госуслуг, по телефону, в МФЦ и органах власти.
При этом возможность воспользоваться таким правом через единый портал государственных и муниципальных услуг появится с 1 декабря 2020 года, с помощью выделенного телефонного номера – с 1 июля 2021 года, а с 1 января 2022 года можно будет получить соответствующую информацию при личном посещении органов госвласти, местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Законом также продлен срок, до которого органы соцзащиты населения смогут получать в рамках межведомственного электронного взаимодействия сведения о госрегисрации актов гражданского состояния, содержащиеся в реестре ЗАГС, с 31 декабря 2019 года до 31 декабря 2020 года
Федеральный закон вступил в силу с 28 декабря 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные (вышеуказанные) сроки.